Что такое диалектическая поведенческая терапия?
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), также вы можете встретить русскоязычную аббревиатуру ДБТ (буквальная транслитерация английской аббревиатуры DBT, Dialectical Behavioral Therapy) была создана в 80-е годы XX века американским психологом Маршей Линехан.
Я не хочу ограничиваться формальным описанием методики, которых в избытке в открытых источниках. Я глубоко убежденПоа: для того, чтобы понять уникальность этой терапии и ее инновационность на момент введения в клиническую практику важно иметь представление о личности ее создательницы.
Я не хочу ограничиваться формальным описанием методики, которых в избытке в открытых источниках. Я глубоко убежденПоа: для того, чтобы понять уникальность этой терапии и ее инновационность на момент введения в клиническую практику важно иметь представление о личности ее создательницы.
О Марше Линехан
Марша Линехан – без преувеличений выдающийся ученый. Но прежде всего, она великий гуманист и невероятно сильная и смелая женщина. В юности Линехан, как сама она об этом вспоминает в своей автобиографической книге «Жизнь, которую стоит прожить» вдруг превратилась из жизнерадостной, активной девочки в девушку с эпизодами тяжелейшей депрессии. Тьма, которая поселилась в ее душе, приносила невыносимую душевную боль и подталкивала к самоубийству.
Маршу госпитализировали и лечили по современным представлениям варварскими методами, что не только не помогло, но усугубило ее состояние и спровоцировало проблемы с памятью. В те годы в США (и не только) на людях с суицидальными наклонностями и ментальными проблемами, по сути, ставили крест. Попытки лишить себя жизни могли закончиться даже уголовным наказанием. Ни о какой успешной карьере ученого речи и быть не могло. И это если не учитывать тот факт, что женщинам в принципе в те годы было крайне сложно пробиться в профессиональном научном мире.
Профессор Линехан сделала невозможное. Стала уважаемым ученым-новатором, правда, до недавнего времени ей пришлось скрывать свой диагноз и опыт лечения в психиатрической клинике.
Маршу госпитализировали и лечили по современным представлениям варварскими методами, что не только не помогло, но усугубило ее состояние и спровоцировало проблемы с памятью. В те годы в США (и не только) на людях с суицидальными наклонностями и ментальными проблемами, по сути, ставили крест. Попытки лишить себя жизни могли закончиться даже уголовным наказанием. Ни о какой успешной карьере ученого речи и быть не могло. И это если не учитывать тот факт, что женщинам в принципе в те годы было крайне сложно пробиться в профессиональном научном мире.
Профессор Линехан сделала невозможное. Стала уважаемым ученым-новатором, правда, до недавнего времени ей пришлось скрывать свой диагноз и опыт лечения в психиатрической клинике.
О диалектической части в ДПТ
Марша посвятила свою жизни созданию и совершенствованию терапии для людей с суицидальным поведением. Она спорила с авторитетами того периода, настаивала на доказательной терапии, которая бы могла направлять и поддерживать пациентов, а не анализировать их, оставляя один на один с мучительными зашкаливающими эмоциями и саморазрушающим поведением.
Ей был близок поведенческий подход, но для ее пациентов нужно было что-то особенное. Серьезная донастройка. Такой донастройкой стал диалектический подход. Если вкратце, то это особая философия терапевта, который полностью допускает целесообразность и обоснованность всех мыслей и поступков пациента (или клиента). Весь наш мир соткан из противоречий. В одно и то же время, как вы видите на фото, которое я приложила к этому тексту, на земле может лежать снег и расти прекрасный цветок. Точно так же истинными и имеющими полное право на существование могут быть абсолютно все мысли, эмоции, чувства и порывы человека. Да, включая его отчаянные попытки свести счеты с жизнью и его самоповреждающее поведение. Терапевт полностью без какого-либо осуждения принимает это (не путать с поддерживает и одобряет). Терапевт не говорит что-то вроде: замените плохие мысли на хорошие или это «плохой» паттерн, давайте его трансформируем в «хороший». Нет, терапевт говорит: я понимаю и вижу глубину ваших страданий. И мне совершенно ясны ваши мотивы. Но что если есть и другая истина?
И вот так, шаг за шагом, терапевт и клиент ищут новую истину в синтезе двух противоположных. Это базовая идея терапии Линехан. Только при полном принятии без осуждения текущей ситуации рождается готовность к изменениям. Да и как можно что-то изменить, если мы будем отрицать реальность?
Ей был близок поведенческий подход, но для ее пациентов нужно было что-то особенное. Серьезная донастройка. Такой донастройкой стал диалектический подход. Если вкратце, то это особая философия терапевта, который полностью допускает целесообразность и обоснованность всех мыслей и поступков пациента (или клиента). Весь наш мир соткан из противоречий. В одно и то же время, как вы видите на фото, которое я приложила к этому тексту, на земле может лежать снег и расти прекрасный цветок. Точно так же истинными и имеющими полное право на существование могут быть абсолютно все мысли, эмоции, чувства и порывы человека. Да, включая его отчаянные попытки свести счеты с жизнью и его самоповреждающее поведение. Терапевт полностью без какого-либо осуждения принимает это (не путать с поддерживает и одобряет). Терапевт не говорит что-то вроде: замените плохие мысли на хорошие или это «плохой» паттерн, давайте его трансформируем в «хороший». Нет, терапевт говорит: я понимаю и вижу глубину ваших страданий. И мне совершенно ясны ваши мотивы. Но что если есть и другая истина?
И вот так, шаг за шагом, терапевт и клиент ищут новую истину в синтезе двух противоположных. Это базовая идея терапии Линехан. Только при полном принятии без осуждения текущей ситуации рождается готовность к изменениям. Да и как можно что-то изменить, если мы будем отрицать реальность?
О навыках, которым учит ДПТ
Еще одной отличительной особенностью терапии Марши Линехан стал набор особых навыков, которые помогают людям справляться с девятибалльным штормом эмоций. Марша хорошо понимала (и нашла этому научные доказательства, а сейчас это подтверждено многими современными исследованиями), что многие из нас в силу генетических причин куда более эмоционально уязвимы. Сила этих переживаний толкает таких людей на самые отчаянные поступки. Это огонь, который пожирает их изнутри. Его не погасить волшебной таблеткой. Нужны были более сильные инструменты. Отправной точкой для создания системы навыков эмоциональной регуляции стало погружение Марши в мир дзен-буддизма. Чтобы снять возможный скепсис, я хочу отметить, что Марша – католичка, каждый свой жизненный шаг она совершала с глубокой верой. Более того, именно Богу она дала обет добиться успеха как ученый, чтобы помогать другим людям. В восточных религиозных практиках Марша искала не Бога, а именно техники, которые помогают человеку найти мир внутри себя, погасить эмоциональное пламя, принять себя полностью без осуждения, понять себя. Так появились навыки
· перенесения дистресса,
· эмоциональной регуляции,
· эффективной межличностной коммуникации
· и как основа всего этого – навыки осознанности.
Это сейчас мы слышим об осознанном подходе очень часто. Но профессор Линехан первой рискнула ввести осознанность в клиническую психотерапию и защитить этот подход перед научным сообществом.
Осознанность – это способность находиться здесь и сейчас. Как правило, мы находимся где угодно, только не в этой точке. Наши поступки зачастую автоматические, как и наши мысли. А наши эмоции и вовсе не поддаются никакому объяснению и описанию. Мы можем просто чувствовать невыносимую тяжесть на груди, но не способны назвать конкретную эмоцию, которая ее вызывает. Мы боремся с этой «плохой» эмоцией, мы не хотим терпеть эту боль. И делаем только хуже. Мы страдаем. Но понятия не имеем почему. Мы прибегаем к любым, самым отчаянным и неожиданным способам избежать этой боли. Самоповреждающее поведение – один из них. Рана на теле провоцирует выработку эндорфинов – это наши естественные, вырабатываемые организмом опиаты, которые призваны смягчить болевые ощущения. Так что человеку, действительно, на какое-то время становится легче. Точно так же нам становится легче, когда мы используем определенные пищевые ритуалы. Проблема только в том, что это недолгое облегчение, а затем становится хуже.
· перенесения дистресса,
· эмоциональной регуляции,
· эффективной межличностной коммуникации
· и как основа всего этого – навыки осознанности.
Это сейчас мы слышим об осознанном подходе очень часто. Но профессор Линехан первой рискнула ввести осознанность в клиническую психотерапию и защитить этот подход перед научным сообществом.
Осознанность – это способность находиться здесь и сейчас. Как правило, мы находимся где угодно, только не в этой точке. Наши поступки зачастую автоматические, как и наши мысли. А наши эмоции и вовсе не поддаются никакому объяснению и описанию. Мы можем просто чувствовать невыносимую тяжесть на груди, но не способны назвать конкретную эмоцию, которая ее вызывает. Мы боремся с этой «плохой» эмоцией, мы не хотим терпеть эту боль. И делаем только хуже. Мы страдаем. Но понятия не имеем почему. Мы прибегаем к любым, самым отчаянным и неожиданным способам избежать этой боли. Самоповреждающее поведение – один из них. Рана на теле провоцирует выработку эндорфинов – это наши естественные, вырабатываемые организмом опиаты, которые призваны смягчить болевые ощущения. Так что человеку, действительно, на какое-то время становится легче. Точно так же нам становится легче, когда мы используем определенные пищевые ритуалы. Проблема только в том, что это недолгое облегчение, а затем становится хуже.
ДПТ в моем личном опыте и в моей профессиональной практике
Мне помог именно этот подход. Это не значит, что я не использую другие методики. Это не значит, что я не признаю значимость внешних причин проблемы, например, травмирующего события или токсичных семейных отношений. Я просто не считаю их единственной причиной проблемы, как не считаю, что именно с них надо начинать. Начинать надо с того, чтобы снабдить человека арсеналом инструментов. Дать знания и навыки, чтобы справляться конструктивно с любым вызовом. Это поможет начать важный путь возвращения к себе. И вот когда человек уже немного окреп, тогда можно обсуждать и токсичные отношения, и травму, и многое другое.