Нарушение пищевого поведения у детей
Начиная со времен Твигги (60-е гг.), британской супермодели, которая для многих стала эталоном, и, по справедливым предположениям, ввела в моду худобу, мы вырастили не одно поколение озабоченных своим телом и едой людей.
Фэшн-индустрия обросла диетическими корпорациями, эта же тенденция захватила и спорт. О том, что всё это не более чем коммерческий ход свидетельствует разнонаправленность действий гуру правильного питания. Одни говорят о пользе обезжиренных продуктов, другие об их вреде. Пока одни продают сахарозаменители как легкий способ заменить углеводы, другие критикуют такой подход и предлагают свои волшебные пилюли.
Витрины в спортклубах ломятся от спорт-пита, в котором якобы есть только протеин, жиросжигатели и витамины, но на вкус он загадочным образом напоминает пломбир. Вы правда, верите в сказки?
Даже в аптеке обычные злаковые батончики обязательно содержат пометку «здоровое питание» и количество калорий на один укус. Что уж говорить о многочисленных БАДах для подавления аппетита, ускорения метаболизма и сжигания жиров.
Мы упорно продолжаем культивировать диетический образ жизни, приравнивать худобу к здоровью, восхищаться рельефом мускул и щедро делиться советами о самых современных планах питания.
Несмотря на все эти титанические усилия, упрямая статистика фиксирует рост показателей несоответствующего возрасту набора веса у детей, скачок заболеваемости диабетом и распространение расстройств и нарушений пищевого поведения разного типа, включая бигорексию у мальчиков (озабоченность недостаточной мускулистостью и размером своего тела).
Наши дети пошли дальше. Они культивируют не диеты, а сразу расстройства пищевого поведения как способ достичь идеала. Они будто пытаются превзойти даже наши представления о худобе. Каждый день я слышу о группах в мессенджерах и соцсетях, которые пополняются фото изможденных девочек и мальчиков и их призывами «вместе сесть на голод».
Несмотря на то что нарушения пищевого поведения у детей часто формируются как копинг-стратегия для управления эмоциями, вызванными как особенностями темперамента, так и травмой, как мы видим, окружающая среда подталкивает их именно к такому пути справляться.
К сожалению, победить систему довольно трудно. Еще труднее повлиять на то, что происходит в сети. Но каждый родитель может сделать очень многое, чтобы обеспечить своего рода антидот. Или по крайней мере, снизить риск развития РПП. И начинать надо с самого раннего возраста.
Вот некоторые рекомендации:
· Ни в коем случае не стоит заменять заботу едой. У многих из нас есть такой паттерн: «Тебе грустно? Хочешь чего-нибудь вкусненького?». Гораздо лучше заменить на: «Тебе грустно? Давай я тебя обниму. Не хочешь рассказывать? Я просто побуду рядом».
· Не стоит делать из еды награду или навязывать установку вроде такой: «У тебя экзамены, большая нагрузка, тебе нужно подпитывать мозг. Поставлю рядом тарелочку с конфетами».
· Ни в коем случае не надо делить еду на хорошую и плохую. «Сахар – это вредно. Ешь сухофрукты. Их можно сколько хочешь» (прим. нельзя).
· Не нужно критиковать собственное тело при ребенке. Забудьте вот это «кажется, я снова поправилась», «за зиму поднабрала, надо скинуть к лету», «не влезаю в джинсы, кошмар». У ребенка складывается ощущение, что это худшее, что с ним может случиться в жизни.
· Не надо рассказывать при ребенке об очередной диете, на которую вы решили сесть. (И пожалуйста, не надо на нее садиться).
· Никогда ни при каких обстоятельствах не комментируйте фигуру своего ребенка. Ни один на один, ни при других. На прямой вопрос отвечайте очень осторожно. Объясните, что более чем до 20-ти лет человек растет, его тело постоянно меняется, на его индивидуальный биологический вес ему только предстоит выйти. А чтобы это случилось, важно бережно относиться к своему телу, слушать его сигналы.
· Кстати, о сигналах. Мы сами мешаем детям слышать свои сигналы сытости и голода. Примерно вот таким образом: «Доешь, немного осталось», «Что значит, больше не хочешь?», «Ты мало съел, не годится», «Хватит, ты уже съел много». И мое любимое: «Ну съешь, мама же старалась». Таким образом мы разрываем связь между телом и ощущениями своего тела. Мы учим не доверять своему телу (как правило, потому что не доверяем своему собственному). А еще у ребенка устанавливается прямая корреляция: если я съем не все, что на тарелке, значит, я неблагодарный/ая, а если я все съел/а – мама меня любит.
· Детям, которые очень любят сладкое, надо рассказывать не о том, что это вредно для фигуры, а о том, что такое скачки сахара в крови и чем они опасны. Причем со ссылками на мнение авторитетных врачей и собственный опыт. Без менторства. Никакого акцента на фигуре.
· Закладываем основы осознанного питания.
- Было бы полезным во время каждого приема пищи рассказывать ребенку, что такое сбалансированное питание и почему мы сначала даем животику белок – наш строительный материал, жиры – транспортеры этого материала и углеводы – рабочую силу, энергию. Возможно, ваш малыш предпочел бы обед только из шоколада. Но постепенно он вникает и понимает, что к чему.
- Если ребенок говорит, что хочет еще. Не стоит радостно кидаться за добавкой или напротив, указывать на явный перебор. Желательно немного подождать и потом спросить– точно подложить или лучше попозже еще перекусим, если захотим?
-Не стоит отказывать во вкусняшке сразу после основного приема пищи. Будет даже лучше, если вы ее сами предложите.
-Иногда вы можете услышать от своего совсем еще юного ребенка: «кажется, я потолстел/а». Или «в школе мне сказали, что у меня большой живот». Не паникуйте и не игнорируйте. Никогда не достаточно просто слов «нет, ты не потолстел» и тем более - «конечно, а я тебе говорила, не ешь столько конфет».
-Каждый раз обсуждайте, слушайте ребенка, следите за тем, как он реагирует на изменения в своем теле. Спрашивайте, что он хотел бы изменить и почему.
-Напоминайте ему или ей, что все тела разные. И это прекрасно. Было бы очень скучно, если бы все тела были одинаковые. А еще красота – очень субъективна. Но она совершенно точно начинается внутри каждого человека.
Фэшн-индустрия обросла диетическими корпорациями, эта же тенденция захватила и спорт. О том, что всё это не более чем коммерческий ход свидетельствует разнонаправленность действий гуру правильного питания. Одни говорят о пользе обезжиренных продуктов, другие об их вреде. Пока одни продают сахарозаменители как легкий способ заменить углеводы, другие критикуют такой подход и предлагают свои волшебные пилюли.
Витрины в спортклубах ломятся от спорт-пита, в котором якобы есть только протеин, жиросжигатели и витамины, но на вкус он загадочным образом напоминает пломбир. Вы правда, верите в сказки?
Даже в аптеке обычные злаковые батончики обязательно содержат пометку «здоровое питание» и количество калорий на один укус. Что уж говорить о многочисленных БАДах для подавления аппетита, ускорения метаболизма и сжигания жиров.
Мы упорно продолжаем культивировать диетический образ жизни, приравнивать худобу к здоровью, восхищаться рельефом мускул и щедро делиться советами о самых современных планах питания.
Несмотря на все эти титанические усилия, упрямая статистика фиксирует рост показателей несоответствующего возрасту набора веса у детей, скачок заболеваемости диабетом и распространение расстройств и нарушений пищевого поведения разного типа, включая бигорексию у мальчиков (озабоченность недостаточной мускулистостью и размером своего тела).
Наши дети пошли дальше. Они культивируют не диеты, а сразу расстройства пищевого поведения как способ достичь идеала. Они будто пытаются превзойти даже наши представления о худобе. Каждый день я слышу о группах в мессенджерах и соцсетях, которые пополняются фото изможденных девочек и мальчиков и их призывами «вместе сесть на голод».
Несмотря на то что нарушения пищевого поведения у детей часто формируются как копинг-стратегия для управления эмоциями, вызванными как особенностями темперамента, так и травмой, как мы видим, окружающая среда подталкивает их именно к такому пути справляться.
К сожалению, победить систему довольно трудно. Еще труднее повлиять на то, что происходит в сети. Но каждый родитель может сделать очень многое, чтобы обеспечить своего рода антидот. Или по крайней мере, снизить риск развития РПП. И начинать надо с самого раннего возраста.
Вот некоторые рекомендации:
· Ни в коем случае не стоит заменять заботу едой. У многих из нас есть такой паттерн: «Тебе грустно? Хочешь чего-нибудь вкусненького?». Гораздо лучше заменить на: «Тебе грустно? Давай я тебя обниму. Не хочешь рассказывать? Я просто побуду рядом».
· Не стоит делать из еды награду или навязывать установку вроде такой: «У тебя экзамены, большая нагрузка, тебе нужно подпитывать мозг. Поставлю рядом тарелочку с конфетами».
· Ни в коем случае не надо делить еду на хорошую и плохую. «Сахар – это вредно. Ешь сухофрукты. Их можно сколько хочешь» (прим. нельзя).
· Не нужно критиковать собственное тело при ребенке. Забудьте вот это «кажется, я снова поправилась», «за зиму поднабрала, надо скинуть к лету», «не влезаю в джинсы, кошмар». У ребенка складывается ощущение, что это худшее, что с ним может случиться в жизни.
· Не надо рассказывать при ребенке об очередной диете, на которую вы решили сесть. (И пожалуйста, не надо на нее садиться).
· Никогда ни при каких обстоятельствах не комментируйте фигуру своего ребенка. Ни один на один, ни при других. На прямой вопрос отвечайте очень осторожно. Объясните, что более чем до 20-ти лет человек растет, его тело постоянно меняется, на его индивидуальный биологический вес ему только предстоит выйти. А чтобы это случилось, важно бережно относиться к своему телу, слушать его сигналы.
· Кстати, о сигналах. Мы сами мешаем детям слышать свои сигналы сытости и голода. Примерно вот таким образом: «Доешь, немного осталось», «Что значит, больше не хочешь?», «Ты мало съел, не годится», «Хватит, ты уже съел много». И мое любимое: «Ну съешь, мама же старалась». Таким образом мы разрываем связь между телом и ощущениями своего тела. Мы учим не доверять своему телу (как правило, потому что не доверяем своему собственному). А еще у ребенка устанавливается прямая корреляция: если я съем не все, что на тарелке, значит, я неблагодарный/ая, а если я все съел/а – мама меня любит.
· Детям, которые очень любят сладкое, надо рассказывать не о том, что это вредно для фигуры, а о том, что такое скачки сахара в крови и чем они опасны. Причем со ссылками на мнение авторитетных врачей и собственный опыт. Без менторства. Никакого акцента на фигуре.
· Закладываем основы осознанного питания.
- Было бы полезным во время каждого приема пищи рассказывать ребенку, что такое сбалансированное питание и почему мы сначала даем животику белок – наш строительный материал, жиры – транспортеры этого материала и углеводы – рабочую силу, энергию. Возможно, ваш малыш предпочел бы обед только из шоколада. Но постепенно он вникает и понимает, что к чему.
- Если ребенок говорит, что хочет еще. Не стоит радостно кидаться за добавкой или напротив, указывать на явный перебор. Желательно немного подождать и потом спросить– точно подложить или лучше попозже еще перекусим, если захотим?
-Не стоит отказывать во вкусняшке сразу после основного приема пищи. Будет даже лучше, если вы ее сами предложите.
-Иногда вы можете услышать от своего совсем еще юного ребенка: «кажется, я потолстел/а». Или «в школе мне сказали, что у меня большой живот». Не паникуйте и не игнорируйте. Никогда не достаточно просто слов «нет, ты не потолстел» и тем более - «конечно, а я тебе говорила, не ешь столько конфет».
-Каждый раз обсуждайте, слушайте ребенка, следите за тем, как он реагирует на изменения в своем теле. Спрашивайте, что он хотел бы изменить и почему.
-Напоминайте ему или ей, что все тела разные. И это прекрасно. Было бы очень скучно, если бы все тела были одинаковые. А еще красота – очень субъективна. Но она совершенно точно начинается внутри каждого человека.