Принадлежность к неосуждающему сообществу людей, которые способны понять и разделить страдания человека, имеет невероятный терапевтический эффект. Будь то инициативные встречи страдающих или групповая терапия под супервизией психотерапевта.
В России (особенно в мегаполисах) неплохо представлены различные форматы онлайн- и офлайн- встреч для людей с РПП. Организаторами часто выступают некоммерческие организации или психологи-волонтеры, социальные работники, коучи, многие из которых имеют личный опыт преодоления расстройства. Такие группы поддержки имеют ключевое преимущество – абсолютную финансовую доступность. За участие либо вообще не берут плату, либо просят перевести символическое пожертвование, размер которого определяет сам участник.
Особенно выделяются на общем фоне группы поддержки, которые работают по методике «12 шагов» АА (Анонимных алкоголиков). Это «Анонимные с Расстройством пищевого поведения (АРПП)», «Анонимные переедающие России» и др.
Присоединиться очень просто. Достаточно зайти в ТГ-канал или другой мессенджер сообщества и подключиться к встрече. Это важно. Особенно для тех, кто хочет просто послушать и не оставаться наедине с собственной бедой.
Философия АА строится на большой книге АА. Сразу скажу, я ее не читала, поэтому не буду претендовать на роль знатока, но точно знаю, что для сообщества это священный текст, поэтому ни о какой специальной адаптации под РПП, полагаю, не может быть и речи. Группа анонимных людей с РПП (во всяком случае, на тех встречах, где я была слушателем) пользуется той же терминологией, что и АА. Симптоматику РПП (переедание, подсчет калорий, взвешивание, чистки, голод) здесь принято называть зависимостью. Трезвость – это, соответственно, полное отсутствие симптомов.
И знаете, мне нравится эта идея. Она очень четко и понятно отражает степень искажения сознания при нарушенном пищевом поведении любого типа.
Для каждого сегодня очевидно, что алкоголизм, наркомания – это тяжелая болезнь, которая полностью изменяет личность человека. Крайне важно принять это и в отношении людей с РПП и перестать уговаривать их «не страдать ерундой», «не заморачиваться из-за лишнего килограмма» и «не есть как не в себя». Постепенно это понимание приходит вместе с распространением РПП и психологическим просвещением, но к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.
Еще более интересной мне представляется интерпретация заповедных запретов на сотворение кумиров и корыстные помыслы в контексте дисфункциональных пищевых ритуалов. На группах АРПП часто повторяют, что еда – дар Божий (для атеистов – жизненная потребность, заложенная природой). Используя рестриктивное пищевое поведение или напротив, переедание с чистками или без, человек идет против природы и таким образом, использует еду не по прямому предназначению. Что аморально и безнравственно, с точки зрения общечеловеческих высших ценностей. И зачастую на этом наклонном пути человек одержим неким идеалом худобы, красоты, то есть поклонением кумиру.
При всей ее явной религиозности мне все же нравится простота этой идеи. Мы – психологи, психотерапевты, психиатры и другие представители профессионального сообщества – много и зачастую сложно рассуждаем о влиянии на формирование РПП навязанных стандартов красоты и культа диетического питания. Мы боремся с их пропагандой, ведем просветительскую работу о ценности человеческой жизни и разнообразии красоты, но пока далеки от победы.
А между тем для многих спасительной в своей простоте и истинности оказывается заповедь – не сотвори себе кумира.
Я подготовила небольшой тезисник сильных и довольно спорных сторон подхода АА для РПП с позиции психолога, который прекрасно понимает, что госпитализацию в специализированные учреждения или психотерапию далеко не каждый может себе позволить. И даже если может, далеко не всегда хочет. Вот в таких случаях важнейшим шагом к здоровью может стать участие в группе поддержки людей с РПП. И возможно, единственно доступной будет группа на базе АА. Поэтому полезно иметь хотя бы общее представление о том, что это такое.
Безусловные сильные стороны групп поддержки людей с РПП в традиции АА:
1. Гарантия анонимности
2. Простота вступления
3. Полное неосуждающее принятие
4. Дают четкую инструкцию (шаги, традиции)
5. Предоставляют возможность чувствовать себя успешным и полезным при завершении программы за счет института наставничества (спонсоры)
6. Демонстрируют «успешные кейсы» - истории спонсоров, которые прошли программу и исцелились
7. Бесплатно. Добровольные пожертвования приветствуются в соответствии с традициями АА.
Спорные моменты:
1.Религиозный контекст. Несмотря на то что понятие Бога в традиции АА максимально размыто (Бог-та высшая сила, как ее понимает каждый), тем не менее терминология обусловливает своего рода нейролингвистическое кодирование. На встречах лично у меня всегда есть ощущение, что я на религиозном собрании. Поскольку я верующая, я не имею ничего против. При условии, что спикер или ведущий группы не заигрывается в пасторство и не страдает комплексом Бога.
2.Очень вольные интерпретации шагов. Как мне объясняли постоянные участники групп АА, многое зависит от таланта и силы убеждения спонсора. Поэтому многие по несколько раз начинают свои 12 шагов, пока не встретят своего человека.
3.Человеку (по христианской традиции) с первого шага необходимо расписаться в своем бессилии и «препоручить» свою зависимость Богу (так, как он его понимает) и положиться на старших, более опытных товарищей в сообществе. Для людей, которые измучены самобичеванием и отвращением со стороны других, такое «делегирование» часто становится облегчением. Но вместе с тем это отказ брать на себя ответственность за свое прошлое и свое будущее, учиться принимать все свои стороны без осуждения с сочувствием к себе и пониманием глубинных причин своего проблемного поведения.
4.Бескомпромиссность программы. Нравственный закон, божественная сила – безусловный авторитет. Человеку не предлагают искать свои жизненные ценности и цели. Они для всех едины и подробно описаны. Не учитываются личные особенности человека. Люди заучивают цитаты из книги, как молитвы. Не для каждого подойдет такой формат. Но опять же для кого-то только такой директивный формат и возможен.
В целом я приветствую любую активность, направленную на преодоление РПП. В том числе усилия, которые предпринимают группы в традиции АА. Особенно учитывая, какой широкий доступ они предоставляют. Даже для людей, которым не близка такая риторика и сама программа «12 шагов», это все равно прекрасная возможность не оставаться наедине со своей бедой. Можно просто послушать живые истории преодоления, осознать, что вы не одиноки в этом и есть те, кто вас очень хорошо понимает. Кстати, я также могу посоветовать такой опыт тем, кто хочет помочь своим близким с РПП, но пребывает в полной растерянности от непонимания. Послушайте истории спикеров на встречах анонимных с РПП. Многое будет понятнее.
При этом я настоятельно рекомендую не ограничиваться групповыми занятиями. Они могут стать опорой. Но не заменить необходимость изучения всех возможных медицинских осложнений, как в состоянии РПП, так и в период реабилитации. Крайне важно держать на постоянном мониторинге у специалистов состояние здоровья. Потому что РПП – это психическое расстройство, которое наносит колоссальный удар по всему организму.
В России (особенно в мегаполисах) неплохо представлены различные форматы онлайн- и офлайн- встреч для людей с РПП. Организаторами часто выступают некоммерческие организации или психологи-волонтеры, социальные работники, коучи, многие из которых имеют личный опыт преодоления расстройства. Такие группы поддержки имеют ключевое преимущество – абсолютную финансовую доступность. За участие либо вообще не берут плату, либо просят перевести символическое пожертвование, размер которого определяет сам участник.
Особенно выделяются на общем фоне группы поддержки, которые работают по методике «12 шагов» АА (Анонимных алкоголиков). Это «Анонимные с Расстройством пищевого поведения (АРПП)», «Анонимные переедающие России» и др.
Присоединиться очень просто. Достаточно зайти в ТГ-канал или другой мессенджер сообщества и подключиться к встрече. Это важно. Особенно для тех, кто хочет просто послушать и не оставаться наедине с собственной бедой.
Философия АА строится на большой книге АА. Сразу скажу, я ее не читала, поэтому не буду претендовать на роль знатока, но точно знаю, что для сообщества это священный текст, поэтому ни о какой специальной адаптации под РПП, полагаю, не может быть и речи. Группа анонимных людей с РПП (во всяком случае, на тех встречах, где я была слушателем) пользуется той же терминологией, что и АА. Симптоматику РПП (переедание, подсчет калорий, взвешивание, чистки, голод) здесь принято называть зависимостью. Трезвость – это, соответственно, полное отсутствие симптомов.
И знаете, мне нравится эта идея. Она очень четко и понятно отражает степень искажения сознания при нарушенном пищевом поведении любого типа.
Для каждого сегодня очевидно, что алкоголизм, наркомания – это тяжелая болезнь, которая полностью изменяет личность человека. Крайне важно принять это и в отношении людей с РПП и перестать уговаривать их «не страдать ерундой», «не заморачиваться из-за лишнего килограмма» и «не есть как не в себя». Постепенно это понимание приходит вместе с распространением РПП и психологическим просвещением, но к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.
Еще более интересной мне представляется интерпретация заповедных запретов на сотворение кумиров и корыстные помыслы в контексте дисфункциональных пищевых ритуалов. На группах АРПП часто повторяют, что еда – дар Божий (для атеистов – жизненная потребность, заложенная природой). Используя рестриктивное пищевое поведение или напротив, переедание с чистками или без, человек идет против природы и таким образом, использует еду не по прямому предназначению. Что аморально и безнравственно, с точки зрения общечеловеческих высших ценностей. И зачастую на этом наклонном пути человек одержим неким идеалом худобы, красоты, то есть поклонением кумиру.
При всей ее явной религиозности мне все же нравится простота этой идеи. Мы – психологи, психотерапевты, психиатры и другие представители профессионального сообщества – много и зачастую сложно рассуждаем о влиянии на формирование РПП навязанных стандартов красоты и культа диетического питания. Мы боремся с их пропагандой, ведем просветительскую работу о ценности человеческой жизни и разнообразии красоты, но пока далеки от победы.
А между тем для многих спасительной в своей простоте и истинности оказывается заповедь – не сотвори себе кумира.
Я подготовила небольшой тезисник сильных и довольно спорных сторон подхода АА для РПП с позиции психолога, который прекрасно понимает, что госпитализацию в специализированные учреждения или психотерапию далеко не каждый может себе позволить. И даже если может, далеко не всегда хочет. Вот в таких случаях важнейшим шагом к здоровью может стать участие в группе поддержки людей с РПП. И возможно, единственно доступной будет группа на базе АА. Поэтому полезно иметь хотя бы общее представление о том, что это такое.
Безусловные сильные стороны групп поддержки людей с РПП в традиции АА:
1. Гарантия анонимности
2. Простота вступления
3. Полное неосуждающее принятие
4. Дают четкую инструкцию (шаги, традиции)
5. Предоставляют возможность чувствовать себя успешным и полезным при завершении программы за счет института наставничества (спонсоры)
6. Демонстрируют «успешные кейсы» - истории спонсоров, которые прошли программу и исцелились
7. Бесплатно. Добровольные пожертвования приветствуются в соответствии с традициями АА.
Спорные моменты:
1.Религиозный контекст. Несмотря на то что понятие Бога в традиции АА максимально размыто (Бог-та высшая сила, как ее понимает каждый), тем не менее терминология обусловливает своего рода нейролингвистическое кодирование. На встречах лично у меня всегда есть ощущение, что я на религиозном собрании. Поскольку я верующая, я не имею ничего против. При условии, что спикер или ведущий группы не заигрывается в пасторство и не страдает комплексом Бога.
2.Очень вольные интерпретации шагов. Как мне объясняли постоянные участники групп АА, многое зависит от таланта и силы убеждения спонсора. Поэтому многие по несколько раз начинают свои 12 шагов, пока не встретят своего человека.
3.Человеку (по христианской традиции) с первого шага необходимо расписаться в своем бессилии и «препоручить» свою зависимость Богу (так, как он его понимает) и положиться на старших, более опытных товарищей в сообществе. Для людей, которые измучены самобичеванием и отвращением со стороны других, такое «делегирование» часто становится облегчением. Но вместе с тем это отказ брать на себя ответственность за свое прошлое и свое будущее, учиться принимать все свои стороны без осуждения с сочувствием к себе и пониманием глубинных причин своего проблемного поведения.
4.Бескомпромиссность программы. Нравственный закон, божественная сила – безусловный авторитет. Человеку не предлагают искать свои жизненные ценности и цели. Они для всех едины и подробно описаны. Не учитываются личные особенности человека. Люди заучивают цитаты из книги, как молитвы. Не для каждого подойдет такой формат. Но опять же для кого-то только такой директивный формат и возможен.
В целом я приветствую любую активность, направленную на преодоление РПП. В том числе усилия, которые предпринимают группы в традиции АА. Особенно учитывая, какой широкий доступ они предоставляют. Даже для людей, которым не близка такая риторика и сама программа «12 шагов», это все равно прекрасная возможность не оставаться наедине со своей бедой. Можно просто послушать живые истории преодоления, осознать, что вы не одиноки в этом и есть те, кто вас очень хорошо понимает. Кстати, я также могу посоветовать такой опыт тем, кто хочет помочь своим близким с РПП, но пребывает в полной растерянности от непонимания. Послушайте истории спикеров на встречах анонимных с РПП. Многое будет понятнее.
При этом я настоятельно рекомендую не ограничиваться групповыми занятиями. Они могут стать опорой. Но не заменить необходимость изучения всех возможных медицинских осложнений, как в состоянии РПП, так и в период реабилитации. Крайне важно держать на постоянном мониторинге у специалистов состояние здоровья. Потому что РПП – это психическое расстройство, которое наносит колоссальный удар по всему организму.